Рентабельность производства картофеля. Последствия картофельного кризиса 2015 года

Выгодно ли выращивать картофель сегодня? Как повлиял на российский рынок картофельный кризис 2015 года и насколько большие перспективы у российского картофеля сегодня? Об этом – в материале аналитиков компании «Интерагро».

Общая ситуация: взлет и падение

Рентабельность производства картофеля существенно выросла в 2014 году – по данным Министерства сельского хозяйства РФ, она вышла на уровень 34,9%, что стало рекордом за предшествующие годы. Глядя на высокие результаты, большинство хозяйств решило увеличить площади под картофелем. Однако в 2015 году случился картофельный кризис.

  

Рисунок 1. Динамика рентабельности производства картофеля

По мнению аналитиков «Интерагро», основной причиной случившегося кризиса стало то, что аграрии увеличили площади без понимания рынка сбыта. Негативное воздействие также оказали: нехватка мощностей современных картофелехранилищ и снижение цен на картофель из-за наращивания объемов импорта.

2015 году рентабельность картофелеводческих хозяйств понизилась до 23,9%, а в 2016 – рухнула до 4,7%. Картофелеводы лишились ожидаемой прибыли и стали сокращать размеры картофельных полей. Так посевные площади сократились в 2016 году – на 4,5%, а в 2017 еще на 12,8%. В 2018-2019 годах ситуация стабилизировалась на отметке примерно 300 тыс. га.

Рисунок 2. Динамика по производству картофеля

На сегодняшний день отрасль демонстрирует следующие цифры:

-  В 2019 году российские картофелеводы 253 цн/га (в 2016 году – 216 цн/га). Для сравнения: в Германии урожайность составляет 447 цн/га, в Голландии – 443, во Франции – 436, в Великобритании – 416.

-  Валовый сбор картофеля вырос с 6,4 млн тонн в 2017 году до 7,2 млн тонн в 2019 году.

-  Доля импорта свежего картофеля колеблется в районе 2-3%.

-  Россия демонстрирует рост объемов переработанного картофеля: с 172 тыс. тонн в 2015 году до 327 тыс. тонн в 2019 году. За последний год в два раза выросло производство замороженного картофеля, также на 23% увеличилось производство картофельного крахмала.

- Произошло снижение доли импорта на рынке переработанного картофеля с 76% в 2015 году до 60% в 2018-ом году. По оценкам «Интерагро» по итогам 2019 эта цифра может снизиться до 37%.

По словам Романа Нуриева, коммерческого директора компании «Интерагро», на сегодняшний день отмечается рост интереса к выращиванию картофеля со стороны хозяйств. «Несмотря на по-прежнему невысокую рентабельность картофель остается довольно интересной для сельскохозяйственного производителя культурой, – отмечает эксперт. – Однако для получения максимальной прибыли очень важно обеспечить качественное хранение и правильную упаковку».

Также эксперт обозначил тренд, который сегодня только формируется – крайне выгодна будет переработка картофеля, а именно, его чистка и нарезка для поставки полуфабрикатов в HoReCa и социальное питание.

Рисунок 3. Динамика по производству переработанного картофеля

 

Рисунок 4. Динамика импорта переработанного картофеля

Перспективы инвестиций в картофельный бизнес

Итак, по мнению эксперта «Интерагро», повысить доходность отрасли может развитие переработки картофеля. Отметим, что в России в переработку идет не более 20% товарного картофеля, тогда как в Германии перерабатывается половина, а в Бельгии – до 70%.

По словам Екатерины Бабаевой, генерального директора компании «Интерагро», западные супермаркеты изобилуют разнообразной и готовой к приготовлению или сразу к употреблению продукцией из картофеля. В России же сегмент полуфабрикатов и готового продукта из картофеля находится в стадии формирования. Однако работа российских производителей в этом направлении уже приносит плоды – формируется предложение и спрос. «Самыми востребованными на российском рынке являются картофель замороженный, в том числе картофель-фри, картофель обжаренный и сушеный – то есть, мы видим сформированные тренды и это хорошо», – комментирует эксперт.

Вне всякого сомнения, строительство перерабатывающих заводов – это очень капиталоемкий бизнес. Поэтому эксперты «Интерагро» советуют, прежде всего, внимательно исследовать не только потребность потребителей, но и рынок предложения свежего картофеля – ведь для конкретных видов переработки требуются определенные сорта картофеля.

Конечно, эффективное с точки зрения экономики предприятие невозможно сегодня представить без высокотехнологичного оборудования. Одним из наиболее востребованных брендов на мировом рынке и самых запрашиваемых на российском – является SORMAC (Нидерланды). Бренд специализируется на оборудовании для чистки и нарезки овощей, включая технологию fresh cut. Ключевые культуры переработки – картофель, морковь, лук и листовые салаты.

 Оборудование позволяет собрать целую комплексную линию, куда будут входить как машины для мойки и чистки, так и для нарезки. А при включении в перерабатывающую цепочку линий по упаковке производитель получит на выходе готовый для реализации продукт. Отметим, что компания «Интерагро» вот уже несколько лет является эксклюзивным дилером SORMAC в России.

Добавим, что в 2019 году в России появились новые мощности по переработке картофеля. Так, агрофирма «КРиММ» открыла завод по производству очищенного, нарезанного, а также бланшированного картофеля в атмосферной и в вакуумной упаковке. На вновь открытом заводе «Касимовский картофель» в Рязанской области будут производить картофель фри и сухое картофельное пюре.

Источник

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Архив от:

Archives


109147, Москва, Марксистская улица, дом 22, строение 1
Телефон:8 (495) 670-7006
Электронная почта: info@WeLikePotato.ru