Картофель-2020: сколько сажать – плюс 25% или минус 25%?

Сергей Банадысев, доктор сельскохозяйственных наук, руководитель селекционной программы СГЦ «Дока – Генные Технологии»

Ожидается, что картофельные площади в Северной Америке резко упадут

Ситуация меняется каждый день, но картофелеводство в Канаде и Соединенных Штатах может сильно пострадать в 2020 году. Производство картофеля может упасть на 25-30% из-за закрытых ресторанов, резкого сокращения потребления картофеля фри и экономических последствий от COVID-19. В Северной Америке перерабатывающие предприятия просят посадить от 70 до 75% от обычного, некоторые регионы больше, а некоторые меньше. Сокращения площади касаются технологического картофеля, который используется для производства картофеля фри и других замороженных картофельных продуктов. Такой картофель представляет основную часть производства картофеля в Канаде и США.

Десятки тысяч ресторанов в настоящее время закрыты в Северной Америке из-за риска распространения коронавируса. В результате канадцы и американцы едят меньше картофеля фри, чем обычно. Непосредственным следствием этого является то, что заводы по переработке картофеля, которыми управляют McCain Foods, Cavendish Farms и JR Simplot, сократили производство картофеля фри, оладий и замороженных картофельных продуктов. Фермы Кавендиш, которые управляют заводом по производству картофеля фри на острове Принца Эдуарда, дали указание производителям в этой провинции продавать картофель на другие цели. Трудно предсказать, как долго рестораны будут закрыты и когда будет восстановлен спрос на картофель фри. Ожидается, что эти потери будут серьезными, по крайней мере, до мая, и, вероятно, пройдет не менее шести месяцев, прежде чем они вернутся к норме, основанной на отраслевых прогнозах.

На долю общественного питания приходится 85% всех продаж замороженного картофеля. Сокращение объема происходит в то время, когда картофельная промышленность была готова к расширению. Всего месяц назад перерабатывающие заводы планировали заключить контракт на большее количество гектаров картофеля. В прошлом году Cavendish Farms открыла завод за $400 млн, а JR Simplot потратил $450 млн, чтобы удвоить размер своего предприятия. Дополнительные 3500 га должны были быть посажены в этом году для удовлетворения потребностей новых заводов. И фермеры уже вложили серьезные средства на это, закупив семена и удобрения.

Розничный спрос на обезвоженные картофельные продукты стремительно растет

В то время как производители продуктов для сферы общественного питания страдают от потери доходов и увольнений, компании, обслуживающие розничных клиентов, сталкиваются с прямо противоположным. Одним из примеров является завод сухого картофельного пюре Idahoan Foods. Этот производитель обезвоженных картофельных продуктов сообщил, что продажи в марте выросли на 250%. Компания, базирующаяся в Айдахо-Фолс, является ведущим продавцом картофельного пюре быстрого приготовления в Соединенных Штатах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, Idahoan Foods ищет 100 дополнительных сотрудников.

Голландская картофельная ассоциация изучает возможности решения проблемы переработки картофеля

Nederlandse Aardappel Organisatie (NAO, Голландская картофельная ассоциация) выразила поддержку своим членам, которые сталкиваются с непредвиденными проблемами в результате кризиса COVID-19. На своем веб-сайте NAO признает, что есть компании, которые не справляются с работой, например, на рынке столового картофеля, в то время как на рынке общественного питания спрос полностью исчез, и поэтому компании остановились. «Удивление и неуверенность — преобладающие чувства среди участников. Мы делаем все возможное для связи с правительством по поводу ситуации и стараемся свести ущерб к минимуму», — говорится в заявлении голландской организации картофелеводства. Большой запас картофеля для промпереработки грозит остаться непроданным из-за падения спроса, особенно со стороны чипсовой индустрии. Это обсуждалось с министром сельского хозяйства и другими партнерами отрасли. В настоящее время ведется поиск решений для физического удаления запасов до начала нового сезона, а также для определения возможности получения государственной субсидии.

Производители картофеля ожидают финансовых потерь в размере от €160 до €200 млн в ближайшие месяцы из-за внезапного «зависания» примерно одного миллиона тонн картофеля. Это создает серьезные финансовые проблемы для производителей, которые специализируются на длительном хранении картофеля. Индустрия общественного питания (национальная и международная) составляет примерно 80% от общего объема продаж картофелеперерабатывающей промышленности. За последние две недели спрос упал на 90% из-за закрытия мест общественного питания.

Генераторы этилена предоставляются бесплатно

Компания Restrain, производитель и дистрибьютор этиленовой технологии ингибирования прорастания объявила, что теперь бесплатно предоставляет свое оборудование для использования заинтересованными предприятиями по хранению картофеля. Единственными затратами будут датчик Restrain по €195 и потребление этанола Restrain. Компания заявляет, что это жест доброй воли для производителей, которым необходимо хранить картофель дольше из-за пандемического кризиса COVID-19, который в настоящее время разрушает отрасль во многих крупных странах-производителях картофеля в Европе и в других странах мира.

Ситуация в России

За последний месяц в мировом информационном пространстве практически не появляются технологические новости по картофелеводству, уступив место анализу ситуации и перспектив рынков в связи с пандемией коронавируса. Что делать с картофелем, который нет возможности перерабатывать на чипсы и фри, и как планировать очередной полевой сезон? Это главные проблемные вопросы при контрактной системе производства за океаном и в ЕС. Планируемое уменьшение объемов промпереработки на 20-30% в сезоне 2020-2021 года, очевидно, будет отражено в контрактах на закупку сырья и в России, если пандемия продлится до конца весны, как минимум. Публичных заявлений по этому поводу от переработчиков у нас что-то не слышно, но надо понимать, что это транснациональные компании с единой политикой и принципами работы, независимо от места расположения завода.

Потребление свежего картофеля в розничной торговле и полуфабрикатов для домашнего приготовления существенно увеличилось в последнее время по всему миру. Однако насколько устойчивой будет эта тенденция, чтобы планировать увеличение посевных площадей? Для удовлетворения возросших потребностей розничного сектора вполне достаточно сложившихся в крупнотоварном секторе объемов производства. В этой связи привлекает внимание призыв Минсельхоза увеличить производство овощей в 2020 году на 25% (по этому поводу в начале апреля прошло специальное совещание). Увеличить-то можно, но дальше что? Уже обозначено снижение доходов на 17% во втором квартале, также весьма вероятно, что с учетом этого и на фоне вынужденной безработицы конструктивная часть населения значительно нарастит производство картофеля и других овощей на дачах и огородах. А это не увеличит, а уменьшит спрос на картофель в магазинах. Реальный сектор экономики ждет от правительства не пламенных призывов, а четких и квалифицированных мер поддержки и повышения не столько производства, сколько покупательной способности в стране. Увещеваний торговых сетей по росту цен, взывания к их совести недостаточно. Пора перейти на профессиональный уровень регулирования макроэкономики и принять твердые законы об ограничении торговых наценок на овощи, да и все остальные продукты питания, о ежегодном обосновании минимальных закупочных цен, гарантирующих рентабельное крупнотоварное производство в стране. Но по этой тематике ожидаемых изменений и новостей нет. Поэтому остается только надеяться, что действующие игроки рынка и потенциальные инвесторы в сложившейся на розничном рынке эйфории воздержатся от повторения ошибки 2011 года, когда все ринулись выращивать картофель после жесткой засухи 2010 года и вызванного этим недобора урожая и роста цен. Объемы-то тогда нарастили враз, да цены рухнули так, что и до сих пор об этом все вспоминают.

Источник

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Архив от:

Archives


109147, Москва, Марксистская улица, дом 22, строение 1
Телефон:8 (495) 670-7006
Электронная почта: info@WeLikePotato.ru