Комментарий. Чем новая госпрограмма развития села лучше старой?

Новая госпрограмма поддержки АПК, которая начала действовать с 1 января 2013 года и рассчитана на ближайшие 8 лет, действительно новая. Во-первых, она превосходит старую по объемам средств, которые планируется выделять ежегодно на ее реализацию (200 млрд рублей против прежних 120 - 130 млрд). Во-вторых, список получателей господдержки пополнился новыми отраслями (мясное животноводство, мукомольная и масложировая промышленность). Наконец, в-третьих, кардинально поменялась сама «философия» предоставления государственной помощи. Речь в первую очередь идет о введении так называемого погектарного субсидирования в растениеводстве и о субсидиях производителям товарного молока высшего качества.

Понятно, что сейчас, в январе 2013 года, никто, включая разработчиков программы и ее сторонников, не рискнет оценить эффективность этих новаций - пока, что называется, ни коня, ни воза. Однако и упрекнуть Минсельхоз во главе с новым министром в том, что смена подходов в предоставлении государственной поддержки не отвечает настроениям и чаяниям самих аграриев, тоже нельзя. Все предыдущие пять лет, пока шла реализация старой программы, эксперты, ученые и практики «кивали» на Запад, где погектарное субсидирование как средство поддержки фермеров давно применяется и доказало свою эффективность.

Гектар пашни, действительно, универсальная точка отсчета. Она почти исключает субъективизм в оценке производственной деятельности фермера ли, сельхозкооператива или агрохолдинга. А значит, никакие дяди из районного сельхозуправления не смогут повлиять на то, кому давать эту субсидию, а кому – повременить. Это обстоятельство в разы увеличивает прозрачность процедуры выделения и доведения до адресата государственных средств.

К тому же, есть надежда, что погектарное субсидирование сможет простимулировать введение в хозяйственный оборот как окончательно брошенных земель, так и участков, которые не обрабатываются в силу конъюнктурных соображений (например, ждут своего «продажного» часа).

Об этом как о цели нового механизма господдержки никто и нигде пока не сказал, но в современных российских реалиях (50 млн га земель сегодня обрабатывается, а 38 млн га - нет) нельзя отказываться от любой возможности сделать земельный рынок более прозрачным.

Возможно даже, что введение погектарного субсидирования послужит своеобразным стартером, который запустит механизм более активного земельного оборота. Прежние попытки заставить собственников сеять хоть что-нибудь на пустующих землях потому не увенчались успехом, что преследовали цель непременно наказать нерадивых владельцев за неиспользование земель. Есть надежда, что экономическое стимулирование, когда государство говорит: «только сейте, а мы вам еще за каждый гектар денег заплатим», окажется эффективнее запретительных и карательных механизмов.

Впрочем, это пока не более чем предположения. Может статься, что изобретательный российский ум (в отсутствие надежного контроля) найдет способы получать погектарные субсидии, ничего на земле не возделывая. Тут многое зависит от того, насколько простыми, прозрачными и одновременно строгими будут механизмы получения погектарных субсидий.

Честно говоря, пока еще и сам размер этой субсидии вызывает вопросы. Он более чем скромен. Минсельхоз определил минимальную ставку субсидии в 200 рублей. Увеличить ее могут два параметра – низкое плодородие почв и высокая агротехника. Таким образом, объяснил на недавней пресс-конференции замминистра сельского хозяйства РФ Дмитрий Юрьев, Минсельхоз попытался соблюсти справедливость в распределении погектарных субсидий между «тучным» югом и бедным севером. По его словам, у земледельцев центральной России, Урала и Сибири, где почвы победнее, тоже будет достаточно стимулов, чтобы производить больше продукции, работать с сортами различных культур и улучшать агротехнику.

На 2013 год на погектарные субсидии в программе заложено 15,2 млрд рублей, к 2020 году финансирование увеличится до 37,6 млрд рублей. Совокупный лимит субсидий на 2013 - 2020 годы по этой подпрограмме составляет 197,3 млрд рублей.

Конечно, подчеркнул Дмитрий Юрьев, сам размер погектарной субсидии в России и, скажем, в Европейском союзе – это земля и небо. Но если посчитать все виды господдержки, которые получат в этом году российские растениеводы (субсидирование кредитов, агрострахование, поддержка элитного семеноводства, региональные экономически значимые программы), то этот объем совокупно окажется выше, чем в прошлом году. Так, в 2012-м на растениеводство выделено было 40,1 млрд рублей, а в этом (с учетом погектарных субсидий) – 41 млрд.

Есть, правда, одна проблема. Погектарная субсидия заменит такие виды помощи селянам, как льготные цены на топливо и минудобрения. Но в прежние годы эти льготы начинали работать уже ранней весной, до начала полевых работ. А в этом году можно ли будет получить погектарные субсидии до того, как посевные комплексы выйдут в поле? На этот вопрос замминистра ответил, что да, максимум к концу марта деньги должны поступить на счета непосредственных получателей. Правда, приказы министра, регламентирующие перевод средств, пока находятся на утверждении в Минюсте. Потом последуют правительственные распоряжения, потом инструкции Минфина, потом перевод денег в Минсельхоз, а уже оттуда – в регионы. Насколько быстро провернется этот бюрократический маховик, трудно даже предположить, особенно с учетом того, что погектарные субсидии вводятся впервые, а значит, нужно дополнительное время, чтобы просто отладить механизм.

Примерно те же сомнения посещают сегодня и потенциальных получателей субсидий на 1 л товарного молока, предусмотренных новой Госпрограммой. Молоко высшего и первого сорта, за каждый литр которых обещано соответственно 1,2 и 0,4 рубля из федерального бюджета, уже надоено, сдано на молокозавод, переработано, продано и выпито, а субсидии придут, в лучшем случае, к середине февраля.

Строго говоря, сам переход от финансирования одной программы к финансированию другой может усугубить и без того сложное экономическое положение многих хозяйств. Однако Дмитрий Юрьев не считает это проблемой. По его словам, Минсельхоз сделал все возможное, чтобы переход был безболезненным, а дальше успех дела будет зависеть от расторопности регионов, которые должны максимально быстро довести средства господдержки до крестьян.

В ходе пресс-конференции выяснилось, что у Дмитрия Юрьева очень оптимистичный взгляд и на проблему чрезмерной, как считают многие эксперты, закредитованности сельского хозяйства. Замминистра поправил корреспондента, задававшего вопрос, назвав закредитованность общей ссудной задолженностью (она составляет сейчас 1,6 трлн рублей). Но она, по словам Дмитрия Юрьева, никакой опасности для экономики хозяйств не представляет (задолженность ведь естественным образом растет вместе с ростом объемов господдержки). А опасаться следует так называемых просроченных долгов, которых сегодня всего 200 млрд рублей. О том, что новые кредиты в банках хозяйства не могут получить, потому вся залоговая база ушла под обеспечение старых кредитов, замминистра не стал распространяться. Хотя заметил, что в Минсельхозе думают, как эффективнее реструктурировать долги сельхозпредприятий 

30/01/2013    Автор Михаил Петров «Крестьянские ведомости» 

 

 

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Архив от:

Archives


109147, Москва, Марксистская улица, дом 22, строение 1
Телефон:8 (495) 670-7006
Электронная почта: info@WeLikePotato.ru