На заседании Совета Союза участников рынка картофеля и овощей, состоявшегося 29 ноября 2013 года, был рассмотрен вопрос о Предложениях Аппарата Картофельного Союза Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике. Решения по вносимым Предложениям приняты в редакции, текст которой приводим ниже:
Вопрос повестки дня: Современное состояние картофелеводства и вопросы государственной регистрации селекционных достижений.
О передаче Федеральной службе по интеллектуальным правам полномочий по селекционным достижениям, закрепленных за Минсельхозом России постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450, а также ФГБУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» (далее - ФГБУ «Госсорткомиссия»), подведомственного Минсельхозу России,
Решение: Оставить за Минсельхозом России полномочия по селекционным достижениям, в том числе сохранить за ФГБУ «Госсорткомиссия», подведомственного Министерству сельского хозяйства, ведение Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, и Государственного реестра охраняемых селекционных достижений.
Об ограничениях, установленных Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) с 1 июля 2013 г. на ввоз из стран-членов Европейского союза на территорию Российской Федерации семенного и продовольственного картофеля, а также посадочного материала, не соответствующих требованиям фитосанитарной безопасности, и фактов обнаружения картофеля из стран Евросоюза в российских розничных сетях.
Решение:
2.1. Рекомендовать Евразийской экономической комиссии, Федеральной Таможенной службе, Министерству внутренних дел, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
- организовать фитосанитарный контроль на границах Российской Федерации со странами Таможенного Союза, предусмотрев создание на административной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и административной границей Российской Федерации с Казахстаном стационарных контрольных постов, в том числе постов карантинного фитосанитарного контроля.
- организовать совместные рейды инспекторов Россельхознадзора и ГИБДД на предмет соблюдения требований карантинного фитосанитарного законодательства при перевозках подконтрольных государственному надзору грузов, в том числе предусмотрев создание стационарных фитосанитарных контрольных постов на основных трассах поступления растительной продукции в Российскую Федерацию
2.2. Рекомендовать Министерству экономического развития направить в Евразийскую экономическую комиссию предложение о необходимости разработки и внедрения Единой уведомительно-разрешительной электронной системы.
О снижении фитосанитарного риска в связи с использованием продовольственного (столового) картофеля в качестве посевного материала в личных подсобных хозяйствах.
Решение:
3.1 Рекомендовать Министерству сельского хозяйства, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) разработать нормы, по которым:
- импортируемый продовольственный (столовый) картофель (с последующей реализацией населению) должен отвечать следующим условиям: быть мытым и сухим, обработанным ингибитором роста и упакованным с обязательным информированием потребителя о том, что картофель обработан и его нельзя использовать в качестве посадочного материала.
- импортируемый картофель, предназначенный для переработки, должен быть обработан ингибитором роста.
3.2 Рекомендовать Федеральной Таможенной службе направить в Евразийскую экономическую комиссию предложения по присвоению отдельных таможенных кодов на картофель в целях возможности его достоверного учета и контроля, что позволит упорядочить ввоз картофеля по категориям:
Картофель свежий :
- Картофель продовольственный (столовый)
- Картофель, предназначенный для переработки
- Картофель семенной
Об отсутствии эффективных мер, направленных на пресечение незаконных действий недобросовестных участников рынка, создающих угрозу бесконтрольного распространения на территории Российской Федерации продукции, не соответствующей требованиям фитосанитарной безопасности и карантина растений, и как следствие - угрозу национальной безопасности страны.
Решение:
- Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части, касающейся расширения перечня оснований проведения незамедлительных внеплановых проверок, не требующих предварительного согласования с органами прокуратуры, а именно:
изложить часть 12 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в следующей редакции:
"12. Если основаниями для проведения внеплановой выездной проверки являются основания, указанные в подпунктах а), б). в) пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также обнаружение нарушений, обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов. Решение о согласовании проведения внеплановой проверки принимается исключительно по факту, указанному основанием для ее проведения".
5. О введении обязательной формы отчетности для сельхозтоваропроизводителей («Декларация посадочного материала»), которая должна способствовать развитию отечественной селекции и семеноводства, в том числе:
- усилить эффективность государственной поддержки элитного семеноводства и несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства;
- сделать более прозрачным рынок используемого семенного материала, его сертифицирование;
- организовать контроль за сбором роялти;
- затруднить реализацию некачественного семенного материала.
Решение:
Рекомендовать Министерству сельского хозяйства, Росстату разработать механизм внедрения и форму Декларации посадочного материала, включающую в себя сведения о происхождении посадочного материала - количестве гектаров, сорте, репродукции, поставщике, номере сертификата.
6. О развитии рынка семенного картофеля. В настоящее время развитию семенного рынка, в том числе семян картофеля, препятствует отсутствие нормативно-правового регулирования в части образования защищенных зон – земельных участков с особым режимом использования, предназначенных для производства семян растений (кроме лесных), и на территории которых запрещена или ограничена иная сельскохозяйственная деятельность.
Наличие защищенных зон в странах – экспортерах семян является обязательным в соответствии с международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация.
Решение:
6.1. Ввести в законодательство Российской Федерации понятие «защищенные зоны» в составе земель сельскохозяйственного назначения для производства семян растений (кроме лесных) первого, второго и третьего поколений.
6.2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации установить порядок образования и особый режим использования земельных участков (защищенных зон), предназначенных для производства семян растений (кроме лесных) первого, второго и третьего поколений.
6.3. Внести в Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях нормы об ответственности за нарушение порядка предоставления и режима использования защищенных зон.
Аппарат Картофельного Союза