Картофельный Союз принял участие в Совещании «Государственная поддержка сельского хозяйства в условиях ВТО»

Картофельный Союз принял участие в Совещании «Государственная поддержка сельского хозяйства в условиях ВТО» в рамках кооперационного проекта «Германо-Российский аграрно-политический диалог», состоявшееся 06.06.2013 г. в Совете федерации под председательством Заместителя Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно - продовольственной политике Чернышева А.А.

В процессе мероприятия выступавшие выражали свою точку зрения по обсуждаемой тематике.

Так, о минусах вступления в ВТО проинформировал член Совета Федерации Лисовский С.Ф.:

-                      По итогам первых месяцев можно констатировать, что импорт увеличился на 5,2 %, а экспорт не вырос. Россия отказалась от экспортной поддержки товаров, а в Европе она есть. В феврале Евросоюз увеличил импортные пошлины на ввозимые товары из России в восемь - десять раз, в том числе на мясо. Наши производители отрезаны от рынка сбыта. Плюсов нет. Кратковременные эффекты не важны, но перспективы улучшения ситуации не видны. Все встречи с чиновниками Германии сводятся к одному - как облегчить доступ немецких товаров в Россию. На вопрос - что вы готовы покупать из России - лучший ответ недоумение.

Труд крестьян тяжел и является основой любой экономики. Понятна заинтересованность Германии в собственном производстве. Но и для нас наше сельское хозяйство -  важно. В связи с перепроизводством мяса птицы в России - единственный вариант не допустить разорения - это его экспорт. Кроме того, важен вопрос технического регулирования. Например, Германия с помощью техрегламентов защищает рынок от Бразилии. Мы тоже должны использовать техническое регулирование. Мы просим понять нашу позицию в этом отношении. Россия, с ее огромным экспортных потенциалом, придет на европейские рынки ВТО. Я бы хотел, что бы все готовились к этому событию.

Хотелось бы, чтобы вступление в ВТО было улицей с двусторонним движением.

Приветствуя собравшихся, заместитель Министра сельского хозяйства РФ  Петриков Александр Васильевич отметил значение данного кооперационного проекта, важного с точки зрения изучения опыта.

-  Европейские страны имеют более богатую историю и развитые организационные механизмы, и для нас это важно. ВТО – это и плюсы и минусы. Например, по зерну и определенным позициям в животноводстве мы смотрим на внешние рынка как на фактор роста.

Подробнее Петриков А.В. остановился  на трех направлениях:

1. Повышение эффективности господдержки в связи со вступлением в ВТО. Вступила в силу новая Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяяйственной продукции на 2013-2012 годы. В ней сохранены некоторые предыдущие меры, а также добавленные новые, как ответ на риски. Новая программа нацелена не на стимулирование производства сырья и продукции, а на стимулирование качества. Об этом говорят новые виды поддержки переработки и реализации продукции. Планируется поддержка агропродовольственных цепочек. Были внесены поправки в закон о сельском хозяйстве, говорящие о том, что  господдержка возможна и для предприятий переработки.

2. Переориентация поддержки от субсидирования кредитов на прямые выплаты сельхозпроизводителям. В том числе не связанные с объемом производства. Субсидии на гектар, на центнер молока и пр. Этот переход от субсидирования процентной ставки по кредитам к прямым выплатам приведет к более равномерной поддержке, снимет закредитованность.

Россия к 2018 году сократит производственные субсидии из желтой корзины. Минсельхоз сконцентрирует эти средства на приоритетных направлениях. Главная цель, чтобы это была разрешенная поддержка, но не снижался ее уровень. У нас есть ряд предложений. Сейчас больше внимания уделяется мероприятиям в рамках зеленой корзины и социальной поддержки коопераций и инноваций.

Необходимо совершенствовать мониторинг состояния аграрного рынка в рамках таможенного союза, а также принимать оперативные меры по чувствительным группам товаров, таким как: свинина, птица, молоко, рис.

 В связи с удорожанием комбикормов Минсельхоз планирует  дополнительную поддержку, включая меры квотирования поставок на единую таможенную территорию.

3. Совершенствование законодательства. Внесены изменения в закон “О сельском хозяйстве”, поправки в налоговый кодекс (нулевая ставка по налогу на прибыль, по льготам для КФХ), законопроект по неблагоприятным территориям. Первое чтение прошел Законопроект по рынку органического сельского хозяйства. Разрабатываются тех регламент и законопроект. Это направление перспективно, если тех регламент будет соответствовать европейскому законодательству.

 Далее на совещании выступил Томас Кихберг – член рабочей группы «Сельское хозяйство и пищевая промышленность» Восточного комитета германской экономики.

- Мы уже разработали стратегический документ по развитию двусторонних отношений. Мы не пишем о партнерстве, но развиваем его. Россия - важнейший покупатель продукции после США и Швейцарии. Поставки из Германии в Россию растут. Если до 2007 года наблюдался рост поставок машин и оборудования, то сегодня продуктов больше чем машин. Прямые инвестиции в Россию представлены следующими цифрами:  агро сектор - один процент,  пищевая промышленность - двадцать процентов. Немцы в пищевую промышленность будут инвестировать и дальше. Наши предприятия работаю успешно. Можно назвать компании Амазонен, Класс. Предусмотрено расширение других производств, в селекционной области, например, компанией Европлант и другими селекционными компаниями. Это же относится к сфере первичного производства. Мы хотели бы, чтобы больше фермеров приезжали в Россию. Уже вложено миллиард евро. Мы хотим участвовать в развитии мощностей, в том числе в пищевой промышленности, производить продукцию в самих районах потребления.

            Мы наблюдаем постоянный рост интереса к переработке сельхозпродукции. В Германии в период кризиса эффективнее всего шло развитие малого и среднего бизнеса.

Необходимы единые стандарты качества и производства, нужно улучшить доступ к источникам финансирования и страхованию. Со своей стороны мы предлагаем воспользоваться программами переподготовки и подготовки персонала.

Что касается оценки вступления в ВТО, то можно констатировать наличие массы возможностей с обеих сторон.  Основа для развития внутренних и международных рынков – это модернизация и как правило, потенциальные инвесторы открыты для взаимных контактов.  

В заключение, Томас Кихберг отметил, что экономическое партнерство реализуется успешно и у России в рамочных условиях в  ВТО есть большие перспективы.

 Начальник отдела «Стратегия и планирование» Министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ Алоис Бауэр сообщил следующее: 

- Главной целью аграрной политики в Германии являются надежные поставки здоровых и безопасных продуктов питания, а также обработка земель с целью их сохранности.  Германия работает сейчас  над изменением структуры энергетики, и сельское хозяйство может активно поучаствовать в этом процессе своими возобновляемыми ресурсами. Наша министр г-жа Ильзе Айгнер хочет обеспечить весь мир продовольствием. Мы работаем в ВТО в рамках честных условий.

Реформы единой политики в сельском хозяйстве Германии идут постоянно.

Так, с 60-90 годов мы прошли сложный путь развития инструментов рынка. С начала реформ систематически сокращается участие государства. Сегодня значительная часть средств является нецелевыми средствами. Средства идут в основном на поддержку села и сельских регионов. Уменьшается поддержка экспорта. Следующим шагом станет сокращение поддержки молочного животноводства до ее полного исчезновения в будущем.

Евросоюз каждые семь лет составляет план бюджета. Еврокомиссия в 2011 году представила свои предложения, где на Германию заложено 5 млрд. евро в год. 1,2 млн. евро пойдет на село. В 2014 году будет переходный период и уменьшение прямых выплат по всем Евросоюзу. В рамках первого модуля предусмотрены прямые выплаты и выплаты связанные с вмешательством на рынках, второй модуль включает меры по развитию территорий. Первый из бюджета Евросоюза, второй - пятьдесят на пятьдесят с регионами.

Чуть подробнее о втором модуле. Мы имеем довольно интересную систему гос поддержки. Здесь три цели : рост конкурентоспособности, улучшение ландшафта сельских территорий и среды в целом, а также качества жизни в сельских территориях. Самостоятельно государства могут увеличивать размер выделяемых средств.

Например, на конкурентность выделяется  от десяти до сорока процентов. Евросоюз поддерживает инвестиции и платит до пятидесяти процентов на модернизацию. Сейчас говорят много о животноводстве. Многие критикуют содержание больших ферм в животноводстве. Призывают отказываться от большого потребления мясной продукции. Мы понимаем решение сконцентрировать инвестиции там, где будет проводиться  требование защиты животных. Мы нашли хороший компромисс, но нужно заботиться о проведении политики в диалоге со всем обществом.

Прямые выплаты возникли в рамках аграрных реформ. В силу исторических причин существует разница в выплатах на гектар в разных странах ЕЭС. В Германии примерно триста евро на гектар, но есть и большие и меньшие суммы. Для Германии важно, что существует единая модель и схема выплат. В Греции очень высокие прямые выплаты до 600 евро. В Прибалтике очень небольшие суммы. Сейчас Еврокомиссия предложила выравнить суммы. До 196 за гектар сельхозугодий, и страны, направляющие большие суммы, должны будут помогать более скромным государствам.

Но в этом вопросе есть много деталей.

Бывает, что средства перераспределяются. В Германии в период молочного кризиса поддерживали луга. Прямые выплаты имеют высокий уровень эффективности. Модель прямых не целевых выплат наиболее эффективна для Германии.

В заключение совещания выступил Удо Хеммерлинг – заместитель Генерального секретаря Немецкого крестьянского союза.

            - Двадцать лет назад цены на сельхоз продукцию были низкими и 50 тыс. крестьян вышли на демонстрацию.  Крестьяне оказались на краю пропасти, которую частично удалось избежать благодаря переходу к прямым выплатам. Были прекращены субсидии на приобретение машин и тракторов, инвестиции в хранилища и коровники. Затем предусмотрели пенсионную программу, вложения в биотопливо и  биодизель. Нам многого удалось добиться. Производительность труда увеличилась вдвое. Успех этих реформ стал заметен с 2008 года. Цены поднялись. В решающей мере помог сам рынок. Интернационализация рынка вызывает некоторые вопросы. В частности важна тема технических стандартов в экспорте.

Общие правила хороши, если эти правила объективны и применяются одинаково. В настоящее время у нас очень валотильные рынки, цены колеблются. Мы требуем налоговых изменений. Когда хорошо, просим отложить налоги на депозит. Страхование очень важно, но мы не считаем, что нужно идти по американской системе и страховать заработки. Финансирование – это стратегическая тема. У нас есть пенсионный банк, который предлагает долгосрочные кредиты местным банкам. Очень перспективно направление биоэнергетики.

(Выдержки из стенограммы Совещания«Государственная поддержка сельского хозяйства в условиях ВТО» в рамках кооперационного проекта «Германо-Российский аграрно-политический диалог»),  Картофельный Союз


109147, Москва, Марксистская улица, дом 22, строение 1
Телефон:8 (495) 670-7006
Электронная почта: info@WeLikePotato.ru