Н. Школкина: В работе над проектом бюджета необходимо учитывать несколько сценариев развития АПК

Заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам Надежда Школкина рассказала о подготовке проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы ко второму чтению:

- Предложенная Минсельхозом Госпрограмма развития сельского хозяйства до 2020 год может стать хорошим импульсом для развития отечественного АПК. Хочу обратить внимание на то, что новая госпрограмма принципиально отличается от действующей и направлена, в первую очередь, на исполнение Указа Президента РФ об импортозамещении.

В госпрограмме выделены такие приоритетные подотрасли, направленные на ускоренное импортозамещение, как овощеводство, садоводство, мясное и молочное животноводство и т.д., вводятся новые формы господдержки, стимулирующие строительство объектов, направленных на импортозамещение, например, возмещение части затрат на строительство теплиц или картофелехранилищ, а также предусматривается до 35% субсидий сельхозпроизводителю на покупку техники или оборудования. Впервые при расчете ресурсного обеспечения госпрограммы использован так называемый механизм прямого счета. 
 
На взгляд депутатов комитета, представленная Минсельхозом госпрограмма не решит одномоментного замещения импорта, тем более учитывая, что доля импортных поставок сельскохозяйственной продукции на российский рынок достаточно велика и по некоторым позициям достигает 60 и более процентов, но вместе с тем она позволит заложить прочный фундамент под собственное производства и уменьшить импортные поставки к 2020 году по овощам на 70%, картофелю – на 100%, плодово-ягодной (без винограда) - на 20%, мяса – на 54%, молока – на 30%.

Комитет не раз обращал внимание на необходимость оперативно решить проблему, также связанную с импортозамещением, это отсутствие логистики и инфраструктуры агропродовольственного рынка, вследствие чего около половины произведенной в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ) сельхозпродукции, не доходит до конечного потребителя. Поэтому мы полностью поддерживаем предложения Минсельхоза по созданию оптово-распределительных центров, которые во всем мире выполняют роль того самого проводника в доведении сельхозпродукции от производителя до потребителя. 
 
По-прежнему на повестке дня остается вопрос по молоку, производство которого с каждым годом сокращается, также как и по сырам и сливочному маслу. Комитет разделяет мнение производителей молока по сохранению действующей субсидии (на 1 кг молока) и сохранение ее хотя бы на уровне 2013 года. Вместе с тем в представленной госпрограмме ресурсное обеспечение по данному направлению снижено на 78,2 % (на 6,9млрд. рублей) 
 
Фактически не сдвигается с мертвой точки решение вопроса, связанного с технической модернизацией АПК. Коэффициент выбытия сельхозтехники по-прежнему превышает коэффициент обновления более, чем в 2 раза. Мы благодарны и Минсельхозу и Минфину за то, что они услышали просьбу депутатов и в впервые в госпрограмме предусмотрены средства на 35% субсидию сельхозпроизводителям при приобретении ими новой техники и оборудования. Данная мера в рамках заложенных средств позволит, по данным Минсельхоза, дополнительно приобрести сельхозпроизводителями около 13 тыс. единиц техники, из них около 50% - техники отечественного производства.
 
Вместе с тем, у нас есть вопросы, связанные с кредитованием предприятий АПК и эффективностью использования мер господдержки.
 
Так, в предложенной госпрограмме вводится новая подпрограмма «Развитие финансово-кредитной системы АПК», на которую предусмотрено, начиная с 2015 года 10 млрд. рублей ежегодно. По сути – это докапитализация Россельхозбанка. Мы не против докапитализации, как таковой, но хотелось бы, чтобы докапитализация осуществлялась не только за счет средств АПК или хотя бы в госпрограмме наряду с увеличением уставного капитала устанавливались ограничения по процентным ставкам для сельхозпроизводителей. В противном случае, эффективность мер господдержки, направленных на субсидирование процентной ставки, а это значительная часть бюджета госпрограммы, не говоря уже о ежегодной докапитализации Россельхозбанка, будет с каждым годом уменьшаться .

Также мы полностью разделяем опасения, в том числе и наших коллег из Минфина, связанные с передачей средств из федерального бюджета неэффективным сельхозпроизводителям. Поэтому мы предлагаем профильному министерству перейти на так называемую адресную поддержку производителей, что обеспечит прозрачность выдаваемых государством средств, повысит ответственность бизнеса и увеличит эффективность мер господдержки. В идеале кредитование всех крупных объектов АПК должно перейти на проектное финансирование. 
 
Конечно, есть вопрос, связанный с финансированием мероприятий по социальному развитию села, которое де-факто в 2015 году будет снижено на 2 млрд. рублей (Проект Госпрограммы предусматривает 16,165 млрд. рублей, с учетом сельских дорог, в проекте федерального бюджета – 13,992 млрд. рублей). Мы отчасти разделяем позицию Правительства, что социальное развитие села напрямую не относится к импортозамещению и поэтому на него не предусматривается дополнительные средства, но для депутатов социальное развитие села всегда было и будет приоритетным направлением, поэтому считаем, что к рассмотрению данного вопроса необходимо вернуться на этапе рассмотрения проекта федерального бюджета ко второму чтению. 
 
Отмечу, что согласно внесенному в Государственную думу проекту федерального бюджета на 2015-2017 годы на финансирование сельского хозяйства предусмотрено 167,9 млрд. рублей.

При детальном рассмотрении объем финансирования АПК уменьшается, так как с 2015 года финансирование строительства и реконструкции сельских дорог будет осуществляться в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года», на которые согласно ранее принятому бюджету в 2015 году выделялась сумма в размере 7,17 млрд.рублей. Таким образом, бюджет АПК с учетом сельских дорог должен был составить 172,84 млрд.рублей, а не 167,9 млрд.рублей (минус 4,97 млрд.рублей), как предложено законопроектом сегодня.

Учитывая расбалансировнность бюджета сельского хозяйства в последние годы и низкую финансовую устойчивость сельхозпроизводителей, при рассмотрении бюджета на 2015 и последующие годы необходимо рассмотреть несколько сценариев дальнейшего развития АПК. 

Первый вариант - принятие бюджета на уровне, предложенном Правительством РФ (167,9 млрд.рублей), что по мнению экспертного сообщества, может привести к стагнации или снижению объемов производства по некоторым видам сельхозпродукции, например, по молоку.

Второй вариант - принятие бюджета с незначительным увеличением уровня господдержки, что позволит поддержать производство сельхозпродукции на текущем уровне.

Третий вариант - принятие бюджета с дополнительным ресурсным обеспечением (согласно предложениям Минсельхоза до 2020 года необходимо 625,7 млрд.рублей, из них на 2015 год - 77,5 млрд.рублей), что позволит увеличить производство сельхозпродукции с учетом импортозамещения.

 http://www.duma-er.ru/press/64929 

Файл: Файл не загружен

Архив от:

Archives


109147, Москва, Марксистская улица, дом 22, строение 1
Телефон:8 (495) 670-7006
Электронная почта: info@WeLikePotato.ru