О развитии аграрных технологий

О развитии аграрных технологий

24 ноября 2014 в хуторе Железный Краснодарского края под председательством Д.А. Медведева состоялось заседание президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию России. 

Выдержки из Стенограммы:

Д.Медведев: Мы за последнее время немало провели встреч, посвящённых развитию сельского хозяйства, но сегодняшнее заседание президиума Совета по модернизации экономики посвящено именно инновационному развитию сельского хозяйства. Обсудим, в каком направлении развиваются современные аграрные технологии, что мешает, что помогает и как выстроить политику государства на ближайшие годы.

Мы неоднократно говорили, что Россия способна как минимум прокормить себя сама, а учитывая колоссальные запасы воды, пашни, других ресурсов – занять своё место среди ведущих аграрных стран. За последние годы благодаря целенаправленной государственной политике удалось добиться в целом неплохих результатов. В этом году урожай зерна составит порядка 104 млн т. По основным позициям продукции растениеводства мы уже вышли или даже превысили показатели доктрины продовольственной безопасности, есть успехи и в птицеводстве, в свиноводстве. Сегодня мы посмотрели хорошее молочное производство, хотя в этой отрасли ещё очень многое предстоит сделать. Рентабельность по таким предприятиям, к сожалению, не так высока, как мы бы хотели.

Но помимо прямого финансирования подобных проектов важно совершенствовать и нормативно-правовую базу отрасли, она должна стимулировать применение самых передовых аграрных технологий. В отраслевых стратегических документах инновационная составляющая также должна быть усилена. Инвестиции в исследования должны сопровождаться эффективным внедрением их результатов, для этого нам нужно наладить более тесные связи аграрных вузов с ведущими отраслевыми научными центрами, с передовыми производственными компаниями, увязать выбор приоритетных направлений развития АПК при формировании государственного задания вузам и научным центрам.

И, конечно, нужно формировать перечни наилучших доступных технологий, включая перспективные отечественные разработки, которые могут быть рекомендованы для внедрения на всей территории страны. Их использование может служить критерием для оказания адресной поддержки наиболее перспективным хозяйствам и проектам.

Задача, которую мы с вами уже обсуждали в контексте так называемых санкций, – это развитие отечественных селекционных центров в растениеводстве и животноводстве. Соответствующее поручение я дал Агентству научных организаций и Минсельхозу. Рассчитываю, сегодня также прозвучат более детальные предложения.

Давайте обсудим эти и другие вопросы инновационного развития аграрно-промышленного комплекса.

Сначала передаю слово министру для короткого доклада об инновационных технологиях. Пожалуйста.

Н.Фёдоров: Спасибо, уважаемый Дмитрий Анатольевич. Уважаемые коллеги, можно обратить внимание на почти макроэкономические цифры: доля сельского хозяйства в численности занятых в экономике у нас в 2,4 раза превышает долю отрасли в производстве валовой и добавленной стоимости. В абсолютном значении разница между указанными показателями постепенно, но немного сокращается. Обратите внимание (на первом слайде): если в 2005 году она составляла 6,4 процентных пункта, то в 2013-м – 5 процентных пунктов. Но в любом случае, несмотря на условность сопоставления этих двух индикаторов, ясно, что производительность аграрного труда в России должна быть существенно повышена.

В последние годы, как отметил в своём вступительном слове Председатель Правительства, у нас достигнуты определённые результаты в области модернизации сельхозпроизводства благодаря господдержке, появлению приоритетного национального проекта, госпрограммы. К примеру, в сельхозорганизациях в среднегодовом исчислении за последние 15 лет урожайность зерновых увеличилась более чем на 22% или кукурузы на зерно, например, более чем на 66%, сахарной свёклы – почти на 80%, подсолнечника – более чем на 43%, картофеля – более чем на 63%, овощей открытого грунта – без малого 60% плюсом. В животноводстве устойчиво растёт продуктивность скота и птицы. К примеру, если в 2000 году надой на корову в сельхозорганизациях составлял 2341 кг, то в 2013 году – 4519, то есть увеличение почти в два раза.

В стране есть достаточно разветвлённая сеть научных и образовательных организаций агарного профиля. Формально могу привести такой пример: в институтах Россельхозакадемии (теперь ФАНО) ежегодно разрабатывалось до сих пор около 2 тыс. видов научной продукции – это сорта и гибриды сельхозкультур, породы животных, вакцины, образцы машин. Но практическая отдача исследований крайне низка. Ежегодно, по нашим оценкам, остаются невостребованными более 50% разработок Россельхозакадемии. Это очень высокий уровень невостребованности, на которую тратятся государственные бюджетные ресурсы. Модернизация в АПК в последние годы осуществлялась в основном за счёт импортных технологий, машин, оборудования, селекционных достижений, что создаёт риски для продовольственной безопасности. К примеру, в 2013 году объёмы семян сортов иностранной селекции достигли по сахарной свёкле более 96%, овощам – 66%, картофелю – 62%, озимому рапсу – более 60%, по подсолнечнику – почти 46%, кукурузе – 43%. Отечественная племенная база животноводства удовлетворяет потребности в племенном молодняке крупного рогатого скота молочного направления всего на 67%, мясного – 29%, свиней – 85%, птицы яичного направления – на 56%, мясного – на 61%, в связи с чем приходится восполнять недостающий объём поголовья ежегодно животными импортной селекции. Без инновационного развития отрасли АПК, тем более в условиях Всемирной торговой организации (ВТО), конечно, невозможно обеспечить конкурентоспособность агарного сектора России.

 

По существу, для реализации тех пунктов повестки дня, которые вынесены Вами для обсуждения сегодня, нам необходима разработка и реализация специальной агропромышленной инновационной политики. Что для этого мы хотели бы сделать и что уже делается нами, Минсельхозом, вместе с нашими коллегами? Снова начну с науки – основной фундаментальной науки. До недавнего времени план исследований для научно-исследовательских институтов Россельхозакадемии, его финансовое обеспечение формировались президиумом по предложению самих институтов. Президиумом и отраслевыми отделениями Россельхозакадемии, то есть ими же, осуществлялась приёмка выполненных работ. В ходе реформы эти функции перешли к ФАНО. Минсельхоз, отраслевые союзы и ассоциации по-прежнему могут лишь вносить предложения и не имеют никаких реальных рычагов влияния на этот процесс. Конечно, целесообразно, чтобы мы, Минсельхоз с отраслевыми союзами, участвовали в формировании госзаданий для НИИ ФАНО и в приёмке выполненных работ. Востребованность институтов ФАНО сразу бы стала существенно сильнее. Об этом свидетельствует и мировая практика, кстати. Вот Вы привели цифры, сколько из бюджета страны идёт: на Россельхозакадемию – более 8 млрд рублей и на прикладные науки – 1 млрд рублей всего. Соотношение этих цифр – фундаментальные и прикладные науки – при всей значимости и того, и другого направления, скажем, в Соединённых Штатах Америки обратное. Там 80% идёт (из госсредств то, что идёт) на прикладные науки и 20% на фундаментальные науки.

Вне зависимости от того, где проводятся научные исследования по аграрной тематике – в государственных аграрных центрах, как в США, или в подведомственных аграрному ведомству или соучреждённых им институтах, как в Германии, определение их тематики, объёма финансирования, а также освоения результатов НИР в производстве осуществляется в рамках программ аграрных ведомств или с их участием.

В январе Правительством утверждён подготовленный Минобрнауки прогноз научно-технологического развития страны до 2030 года. В нём нет раздела по сельскому хозяйству, содержатся лишь оценки развития биотехнологий. Ни с Минсельхозом, ни с Россельхозакадемией прогноз не согласовывался. Необходима разработка отдельного прогноза научно-технологического развития АПК. Для этого мы предлагаем создать межведомственную рабочую группу с участием Минобрнауки, ФАНО, других заинтересованных ведомств, технологических платформ, отраслевых союзов и ассоциаций. Вопрос этот обсуждался в Открытом правительстве, и Михаил Анатольевич Абызов тоже согласился, что такую рабочую группу надо сформировать.

Одновременно Минсельхоз предлагает включить в перечень приоритетных направлений развития науки, технологии и техники отдельное направление «Технологии в сельском хозяйстве». Этот перечень утверждается указом Президента. В проекте перечня, который сегодня внесён в Правительство Минобрнауки, технологии в сельском хозяйстве в отдельное направление не выделены, что тоже вряд ли соответствует тем потребностям, которые испытывает не просто Минсельхоз, не просто крестьяне России, а сама страна с учётом тех условий, о которых Вы говорили в своём слове, и геополитических.

 

Мы подтягиваем институты инновационного развития к проектам в сельском хозяйстве.

В 2015 году нашей госпрограммой предусмотрена поддержка инновационных проектов. Гранты будут выделяться разработчикам ноу-хау при условии софинансирования их проектов со стороны бизнеса. Доля федерального бюджета здесь – 60%, внебюджетных источников – 40%. На эти цели до 2020 года предусмотрено выделить 5,32 млрд рублей. Проекты будут отбираться на конкурсной основе с участием технологических платформ, срок выполнения проектов – до трёх лет. Для коммерциализации достижений в области селекции, семеноводства и племенного дела, на что Вы обратили особое внимание, мы планируем использовать механизмы субсидирования инвесткредитов и проектного финансирования, что заложено в проект новой редакции госпрограммы.

Сегодня в регионах прорабатывается вопрос размещения селекционно-семеноводческих центров с привязкой их к конкретным сельхозтоваропроизводителям. У нас уже есть очень неплохие наработки. Я сегодня успел посетить кукурузно-калибровочный завод здесь, в рамках холдинга «Кубань». Это уже на сегодня более чем конкурентное предложение для того, чтобы войти в дополнительную государственную поддержку, чтобы претендовать на создание здесь ещё одного селекционно-семеноводческого центра по кукурузе.

Намечается создать, по сегодняшним данным, 148 центров по стране почти во всех регионах в соответствии с их специализацией на возделывании тех или иных культур.

Мы предлагаем в проекте новой редакции госпрограммы предоставлять субсидии бюджетам субъектов Федерации на возмещение до 20% прямых понесённых затрат со стороны сельхозтоваропроизводителей на создание селекционно-семеноводческих центров. Из региональных бюджетов предлагаем, чтобы тоже было участие, порядка 5%. Это позволит полнее использовать потенциал продуктивности сортов и гибридов, увеличить урожайность основных сельхозкультур до 30–40% и обеспечить в основном импортозамещение на рынке семян.

В целях улучшения качества подготовки кадров, на что Вы тоже обратили внимание, Дмитрий Анатольевич, под руководством Минсельхоза с участием отраслевых союзов в очень плотном контакте мы сейчас с вузами аграрного профиля разрабатываем практически ориентированные учебные планы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами с квалификацией «прикладной бакалавр». В этих планах существенно увеличена доля практических занятий и продолжительность производственных практик студентов. В 48 вузах организованы и осуществляют практическую подготовку студентов 150 базовых кафедр. Большая их часть расположена на высокотехнологичных предприятиях. 44 вуза создали 146 малых инновационных предприятий. Этого, конечно, недостаточно, мы планируем существенно расширить эту сеть, чему, в частности, будет способствовать наделение вузов правом безаукционного предоставления малым инновационным предприятиям земельных участков в аренду. Соответствующий законопроект сейчас готовится в комитете по аграрным вопросам Госдумы, и достаточно широкая поддержка со стороны всех заинтересованных структур гарантирована этой новелле.

 

 

В целях освоения и внедрения научно-технологических достижений Федеральным центром сельхозконсультирования и переподготовки кадров АПК Минсельхоза России созданы и постоянно обновляются база данных инновационных разработок, реестры селекционных достижений. Аналогичная информация размещается на официальных сайтах региональных центров сельхозконсультирования. Но и этого недостаточно, и для повышения доступности для сельхозтоваропроизводителей новейших разработок мы планируем создать отраслевую систему знаний о сельхозтехнологиях, которая объединит имеющиеся информационные ресурсы, включая ресурсы институтов ФАНО.

У меня предложение: если можно, в проект протокольного решения (хотя я посмотрел, часть этого уже есть, но всё-таки скажу) – применить дифференцированный подход к помощи нашим аграриям. Не надо дуракам давать деньги, если грубо сказать.

Д.Медведев: Трудно с этим не согласиться, что дуракам деньги давать не надо.

 

С полной версией стенограммы мероприятия можно ознакомиться по ссылке:

http://www.i-russia.ru/all/news/25233/

 

Файл: Файл не загружен

Архив от:

Archives


109147, Москва, Марксистская улица, дом 22, строение 1
Телефон:8 (495) 670-7006
Электронная почта: info@WeLikePotato.ru