Взаимодействие международных организаций в регулировании сельского хозяйства Европы

 

Взаимодействие международных организаций в регулировании сельского хозяйства Европы

Одним из центральных вопросов мирового сотрудничества стран в настоящее время стало сотрудничество в области развития сельского хозяйства и обеспечение продо-вольственной безопасности, как отдельных стран, так и в целом народонаселения Земли. Издан Меморандум о взаимопонимании между Европейской экономической комиссией, Организацией объединенных наций, Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана Организации объединенных наций  и российским секретариатом Интегра-ционного комитета Европейского Экономического сообщества. В нем отражены области сотрудничества, в т.ч. обеспечение устойчивого развития стран, сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Созданы специальные подразделения, ответственные за осу-ществление меморандума, в т.ч. отдел  торговли и устойчивого землепользования. Важным в Меморандуме является то, что для осуществления любых мероприятий должен быть указан источник финансирования. Меморандум действует до мая 2018 года. К сожалению, в большинстве принимаемых нашим правительством решений, постановлений, указов и законов, касающихся сельского хозяйства, не содержится сведений об источниках, размерах и условиях финансирования сельскохозяйственного производства.

В Меморандуме отражен опыт функционирования основных международных орга-низаций, в сферу деятельности которых входят вопросы  сельскохозяйственного произ-водства.

Одной из первых в мире начала проводить интенсивную работу в этой области Ко-миссия по продовольствию и сельскому хозяйству при ООН – ФАО. В ФАО входят 194 государства-члена, в т.ч. РФ, и одно юридическое лицо – член – Европейский Союз и два ассоциированных члена. Она проводит большую работу по использованию генетических ресурсов растений для получения пищи, развитию сельскохозяйственного производства, особенно в слаборазвитых и развивающихся странах. Особое внимание уделяется произ-водству высококачественных семян основных видов сельскохозяйственных растений, за-щите растений. В последние 10 лет Комиссия стимулирует интенсивное исследование влияния климатических изменений на генетику сельскохозяйственных растений, семено-водство, производство пищи. Создан Комитет по сельскому хозяйству, в котором пред-ставлены 125 стран. Активную работу проводит Комитет по сельскому хозяйству. Он про-водит работу по согласованию действий государств в области производства продоволь-ствия, развитию отдельных сельскохозяйственных районов и мирового сельского хозяй-ства, рассматривает конкретные вопросы по сельскому хозяйству, производству продо-вольствия и питанию населения отдельных стран. Важно, что Комитет осуществляет регу-лярный обзор проблемы сырьевых товаров, и имеющих международное значение и  затра-гивающих их производство, торговлю, распределение. 

Вторым Важным комитетом является Комитет по Всемирной продовольственной безопасности. Комитет осуществляет координацию работы организаций – производителей пищевых продуктов, в т.ч. частного сектора, на предмет соответствия их деятельности по-требностям каждой страны, а также проводит согласование политики стран в области продовольственной безопасности и производства пищевых продуктов. Комитет проводит поддержку и консультирование стран и регионов в области разработки,  внедрения, мони-торинга и оценки планов действия, составляемых самими странами и регионами с целью ликвидации голода и достижения продовольственной безопасности. 

Роль России в работе Комиссии пока не соответствует международному статусу нашего государства.

Большое внимание развитию сельскохозяйственного производства уделяет Евро-пейское экономическое сообщество. Бюджет аграрного сектора составляет 40 % от всего бюджета ЕС. На период с 2014 по 2020 годы Европа инвестирует в аграрный сектор 100 млрд.евро. Принятый в 2010 г. Договор о Европейском Союзе заменяет созданное ранее Европейское экономическое сообщество. Основными целями Европейского Союза является устойчивое развитие входящих в него 27 стран, высокая конкурентоспособность их  экономики, экономическая интеграция стран. В числе руководящих органов ЕС есть Ко-миссия ЕС – Совет министров по сельскому хозяйству и рыболовству. Комиссия ЕС укомплектованная полностью независимыми членами является полностью независимой от других руководящих структур Союза. Комиссия состоит из Генеральных директоров, в числе которых есть Генеральный директор по сельскому хозяйству. В Европейском Союзе определены правовые аспекты общей сельскохозяйственной политики, включающие регу-лирование сельскохозяйственного производства. Она призвана обеспечить продоволь-ственную безопасность стран, поскольку сельское хозяйство в Европе убыточно и оно должно быть дотационным. Важно подчеркнуть, что в странах ЕС сельское хозяйство не рыночная, а бюджетная отрасль, сидящая на дотациях. В среднем по 24 самым развитым странам ЕС бюджетные дотации составляют 50 % стоимости произведенной сельскохо-зяйственной продукции и составляет в среднем в год 30 тыс.долл. на 1 фермера. Попутно отметим, что в Японии и Финляндии бюджетные дотации сельхозпроизводству достигают 80 %. Правовые основы общей сельскохозяйственной политики Европейского союза за-ложены в статьях 32-38 Договора о Европейском Союзе. В общем около 30 % всех норма-тивных актов ЕС касаются сельского хозяйства и 25 % всех решений Суда ЕС прямо или косвенно связано с сельскохозяйственной политикой. Согласно ст. 32 Договора ЕС целями общей сельскохозяйственной политики являются: повышение производительности труда в сельском хозяйстве; поддержание достаточного уровня жизни сельского населения; обеспечение потребителя сельскохозяйственной продукции по разумным ценам. Создан единый механизм реализации сельскохозяйственной политики ЕС по принципам: общепринятая странами ЕС организация сельскохозяйственного рынка; установление единых цен на большинство видов сельскохозяйственной продукции; высокая степень за-щиты внутреннего рынка и регулирование цен; обеспечение уровня жизни занятых в сель-ском хозяйстве, сопоставимого с другими секторами экономики.

Для финансирования мероприятий в сфере сельского хозяйства создан Европейский фонд  поддержки и гарантий сельского хозяйства. Фонд состоит из секции поддержки и гарантий, финансирующей систему регулирования цен и поддержки уровня фермерских доходов, и секции ориентации сельского хозяйства, регулирующей финансирование структурной политики в этом секторе экономики. Страны ЕС защищают свой внутренний рынок сельхозпродукции введением специальных импортных пошлин, которые составляют разницу между нижней ценой на мировом рынке и ценой, установленной Европейским Союзом. 

Существуют ограничительные меры, препятствующие продажу дотированной про-дукции за пределы Еврозоны. Важно, что государство у фермеров закупает продукцию по мировым ценам и дотирует ее производство в той мере, в которой это необходимо, чтобы производство развивалось.

Большую роль в регулировании сельскохозяйственного производства в мире играет Всемирная торговая организация (ВТО), которое она осуществляет через работу Комите-тов по сельскому хозяйству, и Комитета по санитарном и фитосанитарным нормам. ВТО имеет свой бюджет и не входит в систему организаций ООН. Основной задачей Органи-зации является регулирование международной торговли, в т.ч. и сельхозпродуктами, а также выполнение требований Соглашения по тарифам и торговле, Соглашения по тор-говле услугами Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Соглашения по сельскому хозяйству и Соглашения по санитарным и фитосанитарным нормам. Россия стала членом ВТО на весьма невыгодных для себя условиях и сейчас необходимо проведение большого объема общеполитических и экономических мероприятий по минимизации рисков и усиления преимуществ при выполнении требований этой организации. Особое значение имеет рациональное использование разрешенных субсидий сельскому хозяйству, а именно использование преимуществ «желтой» и «зеленой» корзины и грамотное использование механизма разрешения споров. Пока влияние вступления России в ВТО носит отрицательный характер: российские производители поставят в этом году на рынок на миллион они молока меньше. Резко уменьшились производство и экспорт свинины. Это объясняется тем, что ввозные пошлины снизили и дешевый импорт быстро захватывает российский рынок. Заместитель председателя комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Сергей Доронин констатировал, что отечественные сельхозпроиз-водители только в свиноводстве понесли убытки в размере 50 млрд.руб., в то время как государство оказывает отрасли поддержку в размере всего 5,7 млрд.рублей. Сегодня 50 % продовольствия мы ввозим из-за рубежа.

Следует отметить, что дешевые и средней стоимости импортные продукты зачастую очень низкого качества.

В то же время в ЕС растет пошлина на наш основной экспортный товар сельского хозяйства – зерно. Сейчас пошлина на ввоз российского зерна в страны-экспортеры около 140 евро за тонну, т.е. запретительный барьер составляет ~ 100 % его стоимости. Хорошо, что ЕС не является нашим основным экспортером зерна.  Основные же экспортеры – Азербайджан, Пакистан, Египет и ряд других восточных стран предлагают вполне прием-лемые размеры пошлины. В общем, как справедливо отметил директор Института проблем глобализации М.Делягин: «Россия – единственный член «большой двадцатки», после 2008 года не усиливший протекционистской защиты своей экономики. Остальные страны пользуются возможностями протекционизма, причем до такой степени, что США отчаялись взломать рынки Евросоюза в рамках ВТО и стали навязывать ему «зону свободной тор-говли».

Наряду с сотрудничеством Российской Федерации по вопросам сельского хозяйства с международными организациями: Европейским Союзом, ФАО, Европейской эко-номической комиссией, Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого Океана, Всемирной торговой организацией, наша страна создала и активно работает в других международных организациях. Основными из них являются Шанхайская организация со-трудничества и Европейское экономическое сообщество.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) включает Россию, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Китайскую Народную республику. Цель органи-зации – сотрудничество во всех основных областях экономики, среди которых сотрудни-чество в области сельского хозяйства отдельно не прописано. Принята Шанхайская кон-венция, в которой прописаны ряд экономических вопросов, однако очень неконкретно. Значимого взаимодействия государств в области сельского хозяйства практически нет.

Большое международное значение имеет Евразийское экономическое сообщество. Президенты Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыр-гызской республики и Республики Таджикистан 10 октября 2000 года подписали Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2006 году полно-правным членом ЕврАзЭС  стал Узбекистан, однако в 2008 году по его просьбе было при-остановлено его членство в ЕврАзЭС. Наблюдателями при ЕврАзЭС являются Армения, Молдова и Украины. Высший орган ЕврАзЭС - Межгосударственный Совет, состоящий из глав государств и глав правительств. Постоянно действующим органом Сообщества является Интеграционный Комитет ЕврАзЭС в составе заместителей глав правительств. Секретариат Интеграционного Комитета возглавляет Генеральный секретарь, являющийся высшим должностным лицом Сообщества. Штаб-квартира Секретариата расположена в Москве и Алматы. ЕврАзЭС занимает 93 % территории СССР, на которой проживает бо-лее 206 млн.человек, или 74 % численности населения стран СНГ. В рамках ЕврАзЭС действуют основные нормы и правила ВТО: режим свободной торговли товарами и не-применение тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле. Благодаря этому товарооборот между странами ЕврАзЭС возрос с 30 млрд.долл. в 2000 г. до 123 млрд.долл. в 2008 г. Однако с тех пор товарооборот если и растет, то очень слабо. Страны ЕврАзЭС используют право самостоятельного вступления в ВТО и интеграции в между-народные и финансовые структуры. ЕврАзЭС приняло концепцию единого транспортного коридора. Организация поставила для решения 14 основных задач, в т.ч. режим свободной торговли, общий таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, общий финансовый рынок, свобода движения капитала и др. Бюджет Сообщества формируется за счет долевых взносов Договаривающихся стран на содержание органов Сообщества, фи-нансирование и проведение заседаний органов Сообщества и Комиссии постоянных пред-ставителей при ЕврАзЭС, финансирование межгосударственных целевых программ.

Принята также Концепция агропромышленной политики государств–членов Евразийского Экономического сообщества. В Концепции агропромышленная политика – это совокупность принципов и методов государственного воздействия на экономическую интеграцию агропромышленных комплексов, развитие сельской местности для обеспечения политической стабильности, продовольственной безопасности и повышения уровня жизни населения каждого государства и Сообщества в целом. 

Принцип агропромышленной политики предполагает  учет специфики агропро-мышленного комплекса каждого государства Сообщества и их международные обязатель-ства в области агропромышленной политики. Цель агропромышленной политики – обес-печение динамичного развития всех сфер агропромышленного комплекса и решения задач формирования  Единого экономического пространства, развитие общего аграрного рынка Сообщества, содействие усиленного присутствия продукции АПК Сообщества на мировых рынках, осуществление мер по обеспечению продовольственной безопасности стран Сообщества, развитие научно-технического сотрудничества во всех основных сферах АПК, разработка и осуществление совместных научных исследований по проблемам АПК на основе межгосударственных программ НИР, обеспечение разработки и реализации совместных инвестиционных программ в приоритетных сегментах аграрного рынка. В числе 11 основных направлений агропромышленной политики прописаны развитые ин-фраструктуры общего аграрного рынка и системы мер по его регулированию, а также гармонизация нормативной и правовой базы общего рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Важным разделом концепции является «Экономический механизм агропромыш-ленной политики». В нем предусмотрены направления деятельности в области внешних экономических связей, бюджетной политики, налоговой политики, кредитования, страхо-вания, рисков и таможенного дела.

В разделе «Научно-техническое и информационное сотрудничество, подготовка кадров» предлагается разработать рекомендации по гармонизации законодательства в об-ласти развития аграрной науки, а также проведение мониторинга рынков научно-технической продукции в государствах ЕврАзЭС. В области информационного сотрудни-чества рекомендуется создать  5 информационных систем, в т.ч. информацию о фитосани-тарной и эпидемиологической обстановке.

В разделе «Механизм и критерии эффективности реализации агропромышленной политики» в качестве механизма реализации приведены непонятные пути реализации: со-здание общественных институтов и их эффективное функционирование; использование раз-личных организационных форм реализации принятых решений; создание условий для обеспечения социальных гарантий в АПК государств ЕврАзЭС. В качестве критериев эф-фективности агропромышленной политики указаны: рост доходов и рентабельности сель-хозтоваропроизводителей и снижение показателя уровня бедности сельского населения, повышение конкурентоспособности сельхозпродукции на мировом рынке, повышение уровня продовольственной безопасности государств – членов ЕврАзЭС и экологизация  агропромышленного производства.

Общее, но вполне определенное впечатление специалистов от чтения концепции – это набор благих пожеланий, которые не имеют никакого конкретного финансового и экономического обеспечения предлагаемых мероприятий. Более того, концепция вредна, т.к. вводит в заблуждение, как государственные органы, так и специалистов сельского хо-зяйства. Экономическое состояние отечественного сельского хозяйства и сельскохозяй-ственных территорий сейчас таковы, что требуют достаточно большого финансирования и  планового государственного регулирования. В связи с этим не стоит забывать, что прямые иностранные инвестиции в Россию из стран ЕврАзЭС – 0,5 %.

В 2007 году главы государств – Беларуси, Казахстана и России приняли решение о создании Таможенного Союза. Таможенный Союз (ТС) – торгово-экономическое объеди-нение с единой таможенной территорией и общим таможенным тарифом, с однотипными для всех стран ТС механизмами регулирования экономики и торговли. Предполагается постепенная отмена таможенного контроля на территории Таможенного Союза. В соот-ветствии с требованиями ТС государства – участники будут проводить согласованную аг-рарную политику: осуществлять совместное финансирование программ и проектов, обес-печивающих развитие производства сельскохозяйственной продукции в соответствии с согласованным перечнем. При этом будет учитываться необходимость обеспечения про-довольственной безопасности стран–участников, особый характер сельскохозяйственной деятельности каждой страны, обусловленного производственной и социальной структурой сельского хозяйства, а также природными условиями стран. Будет создан общий рынок услуг, общий рынок труда, предусматривающий свободное передвижение граждан, тру-доустройство по своему паспорту в любой стране ТС с непрекращающимся трудовым стажем. На территории ТС должна действовать совместная программа по реализации национальных научных достижений. Предусматриваются источники финансирования дея-тельности стран в рамках ТС, но они не конкретизированы.

Например, статья 54 декларирует: «Финансирование научных исследований фун-даментального и прикладного характера, реализуемых по межгосударственным программа и проектам, выполняется на основе государственного заказа и на коммерческих условиях, а также за счет совместного финансирования».

 Особо отмечено, что «Самостоятельные переговоры Сторон по присоединению к Всемирной Торговой Организации, процесс их интеграции в международные экономиче-ские и финансовые структуры не должны являться  непреодолимым препятствием в их стремлении обеспечить поэтапную гармонизацию торговых режимов».

Текс Договора в общем во многом дублирует основные документы ЕврАзийского экономического сообществ,  и как они – экономически и финансово неконкретно. Воз-можно, это объясняется тем, что финансово-экономическая детализация текста договора, как и  документов ЕврАзЭС прописана в большом числе (300 и больше) сопровождаемых их подзаконных Актов и разъясняющих положений. Но эти документы, по-видимому, ни-когда не будут знакомы основной массе специалистов, ученых и даже журналистов.

Анализ деятельности в области сельского хозяйства ведущих международных ор-ганизаций показывает, что она направлена главным образом на удовлетворение интересов страны пребывания этой организации и развития международных связей исключительно в интересах развитых стран и  стран – поставщиков сырья. Наиболее эффективные сельско-хозяйственные научные исследования также развиваются преимущественно в развитых странах и направлены на удовлетворение запросов их сельского хозяйства. В другие стра-ны, в т.ч. в  Россию экспортируются только готовая продукция, «отверточные» технологии и сельскохозяйственная техника для непосредственной эксплуатации. Преобладает тенденция экспортной поставки запасных частей к ней. Каждая развитая страна озабочена только созданием и поддержанием собственной продовольственной безопасности и, исходя из этого, строится инвестиционная политика по отношению к  другим странам. Борьба за создание продовольственной безопасности во всем мире не более чем привлекательный лозунг, используемый во благо национальной продовольственной безопасности развитых стран. Именно на это направлена работа Всемирной торговой организации с ее основными принципами, организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, осуществление продовольственных и  сельскохозяйственных программ стран Европейского  Союза. На места в уже занятых мировых торговых рядах есть доступ только странам – поставщикам сырья. Не стоит забывать, что в развитых странах осуществляется жесточайшая плановая экономика, а «рука свободного рынка» придумана для дураков.

В связи со сказанным выше, нашей стране жизненно необходимо осуществлять жесткое государственное регулирование сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий. Принятый в 2002 году федеральный закон «О финансовом оздоров-лении сельскохозяйственных товаропроизводителей», национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сель-скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» остались набо-ром в общем правильных положений, советов и рекомендаций без осуществления каких-либо конкретных контролируемых государственных мер по их выполнению.

Плохо обстоит дело в сельскохозяйственной науке. Зарплата заведующего лабора-торией еще полгода назад была 8000 рублей в месяц; сейчас – 15000 рублей. Эта сумма в 2-2,5 раза ниже, чем средняя по региону. Понятно, что у рядовых научных сотрудников она еще меньше. В научных институтах нет финансовой возможности приобретать современное научное оборудование и реактивы. А если и удается это сделать, в т.ч. и за счет спонсоров, то на такие зарплаты нельзя найти специалиста, способного обслуживать такое оборудование и работать на нем. Поэтому средний возраст научных сотрудников 60 лет и старше. Да, они очень хорошие ученые и специалисты, но ведь ничто не вечно, а молодая смена не идет в науку – им семьи кормить надо. К сожалению, высшее руководство страны постоянно заботится о повышении зарплат учителей и врачей. Это благородное дело, а вот ученые практически не упоминаются. Но без современной сельскохозяйственной науки у российского сельского хозяйства нет будущего. Все население импортом не накормишь. В плане  обеспечения продовольственной безопасности и развития сельских территорий ЕврАзЭС и Таможенный Союз бесполезны. Эти проблемы практически могут решить совместные действия Минфина, Минэкономразвития и Минсельхоза, если деятельность по их решению будет курировать современный С.П.Королев. Думается, что без жесткой «сталинской» политики при решении этих проблем не обойтись.

 

 О.А.Монастырский, кандидат биологических наук

http://www.agroxxi.ru/stati/kak-oni-uzhivayutsja.html

30 августа 2013 в 11:31

 

 

 

 

 

 

 

Файл: Файл не загружен

Архив от:

Archives


109147, Москва, Марксистская улица, дом 22, строение 1
Телефон:8 (495) 670-7006
Электронная почта: info@WeLikePotato.ru